Мониторинг учебных достижений учащихся школы 8 вида

Мониторинг образовательных достижений обучающихся как технология управления качеством обучения в СКОШ - 25 Февраля 2011 - Открытый мир. На фоне создания и внедрения общероссийской системы мониторинга и оценки качества образования данная проблема является особо актуальной в системе специального образования, поскольку оценка качества образования мониторинг учебных достижений учащихся школы 8 вида данной системе в содержательном плане значительно отличается от принятых в системе массовых образовательных учреждений парадигм. Вопрос об измерении качества образования в специальном коррекционном общеобразовательном учреждении для умственно отсталых обучающихся требует несколько иных подходов и принципов организации мониторинга. При создании системы оценки и анализа качества коррекционно-образовательной деятельности педагогов и образовательных достижений учащихся необходимо учитывать ряд условий: возможности усвоения умственно отсталыми обучающимися учебного материала определяются их индивидуальными психофизиологическими различиями; в системе мониторинг учебных достижений учащихся школы 8 вида образования отсутствует государственный образовательный стандарт для школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью для школьников с лёгкой умственной отсталостью имеется Проект образовательного стандартат. Качество коррекционного занятия или урока определяется степенью соответствия уровня учебно-воспитательной деятельности педагога, демонстрируемого на уроке, применяемых им в процессе работы коррекционных технологий, уровню познавательных способностей обучающихся, который предстоит сформировать в зоне их ближайшего развития. Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования. Методы сбора информации в системе мониторинга в коррекционной школе разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности обучающихся. Первый уровень мониторинга - индивидуальный, персональный. Данный уровень реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель- ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие воспитаннику найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться. Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающимися с лёгкой умственной отсталостью учителями были разработаны листы мониторинга бланкив которых отражаются общеучебные навыки, параметры уровни их усвоения, динамика обученности школьников в течение учебного года. В ходе мониторинга своевременно выявляются трудности конкретного воспитанника, испытываемые им в учебной деятельности, и разрабатываются коррекционные планы. Лист мониторинга по основным предметам математика, русский язык представлен в виде карты усвоения учебной программы Таблица 1. Она заполняется учителем 1 раз в учебную четверть, согласно школьному положению о системе мониторинга. Вариант карты усвоения учебной программы по предмету В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить степень самостоятельности обучающегося при выполнении учебных заданий и качество усвоения воспитанником того или иного умения. В карту усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня: 5 уровень Обучающийся выполняет задание после первичной инструкции учителя без помощи мониторинг учебных достижений учащихся школы 8 вида без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается. Хорошо использует незначительную помощь. Помощь использует, но с ошибками. Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой индивидуальнойинструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь использует с трудом, с ошибками. Обучающийся мониторинг учебных достижений учащихся школы 8 вида задание с большим количеством ошибок или мониторинг учебных достижений учащихся школы 8 вида выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание или не воспринимает помощь. Данные персонального мониторинга учитель обобщает в сводной таблице, позволяющей проследить динамику усвоения знаний обучающимися в течение учебного года Таблица 2. Сравнительный анализ усвоения учебной программы по предмету Второй уровень мониторинга — внутришкольный: осуществляет администрация школы. На данном уровне администрация школы отслеживает динамику развития уровня обученности классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения на основе анализа результатов персонального мониторинга, предоставленного учителями. Для осуществления диагностики качества образования администрацией школы ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние. Данные, полученные в результате административного мониторинга, анализируются интерпретируются по трём направлениям: 1. Данные административных контрольных работ, проводимых в течение учебного года по конкретным предметам, обобщаются в сводной таблице Таблица 3. Таким образом, вполне возможны ситуации, когда абсолютные итоговые показатели учащихся не высоки, но по сравнению со стартовыми результатами они мониторинг учебных достижений учащихся школы 8 вида об очевидном прогрессе, что позволяет сделать вывод об оптимальности выбранных учителем средств и методов обучения. Мониторинг учебных достижений учащихся школы 8 вида контрольных точек позволяет отслеживать результаты образовательной деятельности отдельного педагога Таблица 4. Таблица сводного анализа результатов прохождения контрольных точек по предметам Располагая результатами мониторинга, администратор может провести сравнительный анализ образовательных достижений учащихся в каждом классе, по каждому предмету, по школе в целом. Графически результаты мониторинга можно представить в виде сводных таблиц, диаграмм и гистограмм, что позволяет в наглядной форме ознакомить педагогический коллектив с результатами образовательной деятельности учителя и педагогического коллектива в целом Таблица 5. Вариант карты успеваемости учащихся класса Диаграмма 1. Сравнительный анализ качества успеваемости по математике у учащихся 4-9 классов с легкой умственной отсталостью Результаты обучения учащихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить количественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми учащиеся уже владеют, о параметрах, которыми учащиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми учащиеся не владеют. На основании такого анализа создается программа дальнейших действий учителя и других специалистов. Регулярный мониторинг деятельности мониторинг учебных достижений учащихся школы 8 вида и учителей позволяет отследить динамику развития обучающихся и проанализировать качество образования. Таким образом, представленный в докладе двухуровневый мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды.